На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического здоровья, индивидуальными возможностями и способностями. В этом состоит основная цель деятельности психолого-педагогической службы общеобразовательного учреждения - начальной школы "Светлана". Коллектив педагогических работников в своей деятельности руководствуется следующим положением: каждый ребенок может достигнуть определенных успехов, если ему будет обеспечена комплексная психолого-педагогическая помощь в адекватном обучении, воспитании и развитии.
Именно для этих целей в школе разработана система психолого-педагогического сопровождения ребенка на каждом возрастном этапе его развития.
В соответствии с этим определилось содержание психологического сопровождения образовательного процесса.
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития.
Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Предупреждение возникающих проблем в развитии ребенка.
Развитие социально-психологической компетенции учащихся и родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение в нашей школе - это способность всех специалистов к системному анализу проблемных ситуаций, планированию деятельности, направленной на их разрешение.
Проектный подход в практической деятельности психологической службы заключается в следующем:
Решение комплексных образовательных программ, совместно со всеми школьными специалистами.
Исследование образовательной среды, выявление наиболее острых проблем.
Психолого-педагогическая преемственность обучения в начальной и средней школе.
Выделение отдельных классов, с которыми в течение года проводится систематическая работа.
«Диспетчерская» работа.
Психологическое консультирование школьников, родителей и педагогов.
Непосредственное участие в школьной жизни детей.
Одной из основных задач является осуществление психологического мониторинга, как системы информационного сопровождения учебного процесса. Психологический мониторинг должен обеспечивать педагогический коллектив знаниями об особенностях учащихся – их личностной сферы, мотивации, познавательной активности, самооценки, межличностных отношений.
Психологом разработан и проводится стандарт диагностического сопровождения образовательного процесса по классам.
1 класс - определение готовности детей к обучению в школе; выявление уровня сформированности мыслительных операций; определение социально-психологической адаптации и мотивации детей, поступивших в школу; изучение психоэмоционального состояния первоклассников.
2 и 3 классы - индивидуализация образовательного процесса; изучение личностных особенностей детей; самооценка; межличностные отношения в детском коллективе - социометрический статус учащихся.
4 класс - изучение особенностей интеллектуального и личностного развития учащихся при переходе в среднее звено; диагностика особенностей мышления, памяти, внимания; степени устойчивости системы мотивов.
Известно, что возможность успешного продвижения школьников на этапе перехода из младшей школы в среднюю зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.
Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.
В основе программ оказания реальной помощи ребенку заложено рассмотрение взаимоотношений и взаимодействий между ребенком, родителями и учителем с точки зрения единой системы, в которой все участники взаимно обуславливают состояние и поведение друг друга. Необходимо воздействовать на ребенка не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей, учителей, меняя через них систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.
В рамках психокоррекционных мероприятий с учащимися 4 классов проводятся групповые занятий по программе «Профессия-школьник». Эта программа направлена на решение проблем, возникающих в период адаптации, снижение гиперактивности и тревожности детей, обучение навыкам саморегуляции и самопознания. Детям предлагается комплекс мероприятий, включающих в себя цикл занятий по развитию памяти, внимания, восприятия, мышления.
Занятия по программе «Профессия-школьник» позволяют обозначить положительную динамику в решении некоторых трудностей: сформировать позитивную мотивацию; доступные на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии; дети узнают слабые стороны своей познавательной активности и появляется представление о способах ее развития.
Развивающие коррекционные занятия в течение всего учебного года ведутся с учащимися 1-х и 2-х классов, а также в этих классах проводятся индивидуальные занятия с детьми, требующими повышенного внимания. Результатами этих занятий является положительная динамика формирования мышления, восприятия, памяти, внимания у учащихся, а так же повышение мотивации к процессу обучения и воспитания.
Программа «Развитие познавательных способностей» рассчитана на детей от 6 до 10 лет.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект - формирует и развивает различные виды памяти, внимания, мышления; развивает общеучебные умения и навыки.
Развивающий аспект - формирует умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.
Воспитывающий аспект - формирует систему нравственных межличностных отношений.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, с каждым занятием задания усложняется, увеличивается объем материала.
Это есть продолжение системы сопровождения и поддержки в виде еженедельных часов развития и последующий мониторинг.
Регулярно в системе работы психологической службы проводятся психолого-педагогические консилиумы учащихся «группы риска», а так же оперативные совещания и методические объединения.
Основные формы организации сотрудничества школьной психологической службы с родителями таковы:
групповые и индивидуальные консультации по итогам психологического сопровождения;
индивидуальные консультации по запросу или инициативе психолога, администрации, учителей;
психологическое просвещение (преимущественно индивидуальное).
Семья юридически и этически «закрыта» для школы. Школьный психолог не имеет права вмешиваться в семейную ситуацию. Большинство школьных ситуаций должно решаться без вмешательства родителей, поэтому наше взаимодействие с родителями - это создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. На индивидуальных консультациях мы информируем родителей о проблемах ребенка и предлагаем помощь в решении данных проблем.
И еще одно направление работы психологической службы - это работа с педагогическим коллективом школы. Эффективность такой работы в значительной мере определяется конструктивным сотрудничеством с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьника. Психолог является союзником учителя в решении вопросов успешного обучения и личностного развития ребенка.
Двусторонние консультирования - это поиск путей и методов решения тех или иных проблем в достижении конкретных целей. В беседах и консультациях с учителями и администрацией психолог излагает свою точку зрения и предлагает возможные формы своего участия во всех сферах школьной жизни, принимает ответственность за совместные решения различных вопросов. Очевидно, что только в случае совместных и продуманных действий психолога и педагогов возможно решение проблем ребенка, создание благоприятных условий для его развития и обучения.
Учитывая, что основная проблема школы - это личностно-ориентированное обучение и воспитание, психологическая служба в своей работе руководствуется основными социально-психологическими закономерностями, среди которых главные:
Каждый ребенок индивидуален и имеет неповторимое разнообразие психики, проходит свой, присущий только ему путь развития.
Развитие ребенка происходит в непосредственном общении с окружающими людьми.
Важнейшей задачей образования является передача детям знаний, умений и навыков в определенной системе с учетом всех особенностей детского возраста и особенностей каждой личности.
Методы развития самостоятельности у детей
«Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен»
М.Монтессори
Важнейшее условие развития самостоятельности - это соблюдение режима дня, привычный режим структурирует жизнь ребенка, дает возможность планировать свое время и тем самым чувствовать себя увереннее. Помните! При отсутствии режима дня, родителям постоянно нужно тратить много времени и сил на «организацию» ребенка и выполнение им того или иного действия.
Важнейшее условия развития самостоятельности это предоставление ребенку возможности самостоятельно принимать решение, что и как делать, во что играть в данный момент, с кем дружить. Ребенку важно учиться самому принимать решения и нести за них ответственность, конечно в рамках его возможностей.
Для развития самостоятельности ребенку необходимо выполнять домашние обязанности, поручения, приобщаться к реальным делам семьи.
Помните! Для воспитания самостоятельности требуется много терпения: вытирая стол, ребенок может сбросить на пол крошки, расплескивать воду при мытье посуды… Гораздо проще сделать это самим, но это важнейшее условие развитие самостоятельности.
Важно! Возможность ребенка самому выбирать, способствует не только развитию самостоятельности, но и в будущем эта свобода превратиться в способность нестандартно мыслить, творчески решать проблемы противостоять чужому влиянию!
Как бы вы ни были раздражены, не ругайте ребенка, если он что-то сделал не так, пролил, испачкал, разлил. Покажите, что ребенок причинил неудобства своими действиями, и покажите, как ликвидировать последствия.
Важно! Не упрекайте ребенка, а покажите, как исправить оплошность, и чтоб ребенок исправил ее самостоятельно.
Приучайте ребенка к порядку. Важно чтоб ребенок сам определил место для хранения игрушек. Помогайте поддерживать порядок в шкафу, ящиках, именно помогайте, не делайте этого за него.
Взрослым важно следить за своими требованиями, они должны быть едиными и последовательными.
Помните! Если вы говорите одно, делаете другое, то ребенок не будет понимать, как ему поступать и вскоре перестанет реагировать на ваши слова, чтобы защититься от стресса.
Важно! Никогда не обещайте ребенку того, чего не можете выполнить!
Поддерживать стремление ребенка что-то делать самому.
Не помогать ребенку, если он не просил помощи в выполнении той или иной деятельности.
Важно помогать ребенку, если он просит о помощи и готов ее принять, однако важно помощь только в том, что ребенок не может выполнить сам. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам!
Постепенно передавайте ответственность за личные дела ребенка ему самому. Начинайте с мелочей.
Помните! Затянувшаяся опека мешает взрослеть.
Опасность! Нельзя слишком рано перекладывать свою часть дел на ребенка, и слишком долго и настойчиво принимать участие в делах ребенка!
Ребенку важно сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий. Необходимо давать ребенку эту возможность, не стараясь всегда оградить его от переживаний. Это поможет ребенку взрослеть и понимать результат своих действий.
Помните! «На ошибках люди учатся».
Важно! Обсуждать с ребенком, почему его действия привели к таким результатам, и как ему следует поступать в будущем.
Способы развития самостоятельности.
Для развития самостоятельности детей можно использовать различные внешние средства.
Такие как, картинки для напоминания, записки, список дел и др.
Ребенок может ими пользоваться самостоятельно, что поможет ему научиться справляться с этими делами самому.
Развитию самостоятельности способствует игра, здесь ребенок самостоятельно принимает решения. Чем чаще ребенок играет в игры, тем богаче его опыт самостоятельных действий, и этот опыт поможет ему самостоятельно действовать и в реальной жизни.
Отказ от самостоятельных действий!
Бывает так, что ребенок отказывается самостоятельно что-то делать, тогда необходимо выяснить причину такого поведения:
- возможно, ребенку трудно организовать себя и ему нужно ваше участие и моральная поддержка;
Важно! Помогайте ребенку! Дела, которые вы делаете вместе – это золотой запас ребенка. Завтра ребенок будет делать то, что сегодня делал с мамой!
- часто отказ ребенка от самостоятельных действий лежит в негативных переживаниях, может быть это проблема самого ребенка, но чаще это результат взаимоотношений ребенка и взрослого. Здесь важно использовать дружелюбный, теплый тон – это главное условие успеха.
Внимание! Не «подкупайте» ребенка за хорошие поступки. Это опасно и не эффективно: ребенок все больше требует, а поведение не меняется.
Помните! Человек успешно и увлеченно занимается тем, что выбирает сам. А если он получает за это плату, снижается интерес и он занят не «личным творчеством», а зарабатывает деньги.
Помните!
Благоприятный период для начала развития самостоятельности это возраст от двух лет. Именно в этом возрасте ребенок стремиться к выполнению различных действий самостоятельно, и может овладеть навыками самообслуживания! Это желание отражается в кризисе трех лет, именуемом «Я сам!»
Важно!
В этот период своим поведением не мешать, не препятствовать ребенку, а дать возможность проявлять самостоятельность (в разумных пределах) в различной деятельности. Что требует немало терпения!
8-9 летний возраст ребенка – это относительно спокойное время для родителей, которое предшествует переходному периоду. Но и этот возраст имеет свои подводные камни, поэтому воспитание ребенка ни в коем случае нельзя пускать на самотек.
Примерно в 8-9 летнем возрасте дети начинают все более заметно отдаляться от своих родителей. Поэтому взрослым придется запастись терпением, чтобы продолжить грамотно выстраивать отношения с повзрослевшим сыном или дочерью. Важно помнить, что вмешательство в жизнь ребенка, если оно будет чрезмерным, может сделать его во взрослой жизни совершенно не самостоятельным. Ведь все быстро привыкают к тому, что кто-то всегда готов уладить все проблемы, проконтролировать решение возникающих вопросов. Поэтому если родители не дают ребенку сделать ни одного самостоятельного шага, то они лишь сформируют у него пассивное отношение к жизни в целом. Думать в таком случае ребенку совершенно не придется. Поэтому ни к чему хорошему такая модель поведения не приведет.
При этом можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. Так, 8-9-летний человечек все еще остается ребенком. Конечно, он уже успел в достаточной степени адаптироваться к своей новой школьной жизни, а организм уже успел привыкнуть к непростому загруженному графику, отношения в коллективе также начали выстраиваться. Тем не менее, даже при внешнем благополучии, детская психика в этом возрасте окрепла еще не до конца. Поэтому желательно, чтобы именно в родителях ребенок нашел для себя основных слушателей и советчиков. Ведь в некоторых случаях ребенку просто необходимо мнение мудрого и внимательного взрослого. А если ребенок примет ответственное решение самостоятельно, то совершенно нет гарантий, что оно будет правильным. Еще хуже, если советчиков себе он будет искать на стороне.
Для того чтобы родителям сохранить свою общность с ребенком, но не подавить при этом его волю, нужно стремиться разговаривать с ним как можно больше. Только это должны быть разговоры по-взрослому, без повышенного тона и сюсюканья. В идеале беседа должна вестись на равных. Можно спросить, что произошло в школе, каково поведение одноклассников и учительницы. Если родители будут задавать правильные наводящие вопросы, то ребенок непременно сам поведает им о том, что его так сильно беспокоит.
В первую очередь детские психологи советуют, как можно более внимательно присматриваться к своему ребенку. Ведь чем взрослее он будет, тем сильнее он отдалится от родителей. Но в 8-9-летнем возрасте еще вполне реально привить чаду уважение к старшим и к семье, а также объяснить, что мнение родителей всегда должно учитываться в первую очередь.
До переходного периода остается всего несколько лет. В то время любой подросток начинает отчаянно бунтовать против тех норм, которые попытаются ему навязать родители. Именно в это время хорошую службу родителям сослужит их правильное воспитание в детстве. Ведь на восьмилетнего ребенка родители еще очень сильно влияют.
Важным звеном в воспитании и развитии любого ребенка являются детские страхи. Но полезен страх может быть только в том случае, когда он выполнит свою функцию и тут же исчезнет. Самыми характерными страхами для восьмилеток является неудача, ссора с родителями, физическое насилие, отрицательные поступки и собственная ложь.
Основная проблема для родителей детей восьми лет – это проявления детской агрессии. Ведь ребенок вполне может проявить агрессию к окружающим только для того, чтобы самоутвердиться. Кроме того, к подобному поведению детей может стимулировать телевизор или компьютерные игры. Каковы же основные проявления агрессивности детей? Обычно ребенок угрожает окружающим, постоянно устраивает ссоры и драки, старается причинить боль, как животным, так и людям, ломает свои и чужие вещи и т.п.
Скорее всего, восьмилетний ребенок еще не начнет прогуливать уроки или убегать из дома, хотя встречается и такое. Но для того чтобы точно этого избежать, детской агрессии важно задавать иное направление. К примеру, можно предложить на растерзание газету, предложить попинать боксерскую грушу или просто подушку, расстрелять нечто из водяного пистолета и т.п. действия.
Важно олицетворить детский гнев, чтобы ребенок сам рассказал о человеке или же о предмете, к которому у него столь сильная антипатия. Также объект можно вылепить из пластилина или нарисовать. Главное дать ребенку возможность высказаться и выплеснуть свои негативные эмоции. Если ребенок научится контролировать и понимать свой гнев, то это будет очень важный шаг в становлении его личности.
Медлительность ребенка может являться следствием разных причин. Замедлением своей активности ребенок пытается справиться со своей тревожностью по поводу конфликтной ситуации в семье (ссора родителей, развод, переезд) или привлечь внимание, чтобы продлить период общения. Нередко, строго воспитываемый малыш тормозит процесс, тихо протестуя против возложенных на него неприятных обязанностей. В такой ситуации единственный совет: внесите изменения в методы воспитания и постоянно выражайте ребенку свою любовь.
Если вышеперечисленные признаки не касаются вашей семьи, а ребенку свойственна низкая активность, вялость речи и невыразительность мимики, то он – флегматик. И здесь ничего не поделаешь, темперамент является неизменной чертой, как форма носа и цвет глаз. Ребенок-флегматик отличается рассудительностью, не выносит спешки, обстоятелен и упорно преодолевает препятствия. Своих решений не меняет и если считает нужным, то проявляет упрямство. Внешне ребенок эмоционально сдержан, но чувства его постоянны и глубоки, психика устойчива к любым внешним раздражителям. Круг друзей малыша узок, но дружба характеризуется преданностью и постоянством. Самым неприятным для ребенка-флегматика представляется существенное изменение его привычного ритма жизни. Ему гораздо труднее привыкнуть к детскому саду и школе.
Воспитывая свое флегматичное чадо, избегайте понуканий, сердитых окриков и поторапливаний. Такие действия разовьют у вашего малыша заниженную самооценку и только повысят его уровень тревожности. В итоге он будет еще медлительнее. Не допускайте ошибку, делая все за маленького флегматика. Этим вы остановите развитие самостоятельности малыша. Учите ребенка проявлять отзывчивость и чуткость, устраняйте источники тревоги, хвалите и всеми способами старайтесь помочь флегматичному малышу адаптироваться в сложных обстоятельствах.
Если вы кричите на ребенка с целью добиться от него внимания, понимания или каких-то действий, знайте, это не работает. При этом крик порождает ответную агрессию, испуг, развивает детские страхи и комплексы. Кстати и ваши нервы будут подорваны окончательно
Как избавиться от этой плохой привычки? Очень легко, так как существует пара достаточно простых, но при этом очень эффективных методов, доступных каждому родителю. Избавившись от крика, вы измените свою жизнь к лучшему, а главное – жизнь своего ребенка.
Шепчите.
Вы удивитесь, но как только вы перейдете с крика на шепот, ребенок вас начнет слышать. Когда ребенок переспросит, что вы сказали, повторите немного громче, но это должен быть громкий шепот, а не крик. Постепенно децибелы голоса ребенка тоже снизятся. Скоро в вашем доме станет почти тихо.
Сделайте перерыв.
Если ваши дети в ответ на вашу просьбу начинают спорить и кричать, предупредите, что вы не будете повышать голос, а разговор можете продолжить, когда они успокоятся и будут готовы к тихим переговорам, только теперь им придется к вам прийти. После удалитесь на кухню, в спальню, зал.
Используйте «правильный» тон.
У специалистов в области коммуникации есть свой особенный прием, они понижают свой тон в конце предложения, которое теперь звучит как просьба, а не вопрос. Когда вы кричите, вы спрашиваете, слышат ли вас и поняли ли вас – а это вопросы, которых дети не будут слушать. Имеется ввиду, что дети неким образом похожи на животных, четко реагирующих на интонацию хозяина. Информация, сказанная «правильным» тоном будет воспринята как команда. Если вы будете мямлить или кричать, то кроме вас самой этого никто не услышит.
Выбирайте слова.
Скажите ребенку четко, что именно вы от него хотите, а не что не хотите, чтобы он делал. Это важно. Вы должны говорить и высказываться так, чтобы ребенок понимал, чего вы от него добиваетесь. Не бросайтесь словами, не расходитесь мыслью по древу, скажите кратко, четко и ясно. Если вас проигнорируют, повторите то же самое, даже если повторить придется еще несколько раз, произносите одни и те же слова. Исследования доказывают, что человек должен услышать вещь трижды, прежде чем отнесется к ней серьезно.
Поймите или узнайте, что именно ваш ребенок хочет.
Объясните ребенку, что хотите вы сами.
Не забудьте объяснить, почему именно вы от него этого хотите. Например, дети будут чересчур резво спрыгивать со шведской стенки, объясните, что вы понимаете как это прикольно, но они могут травмировать себя или друг друга, чего вам совершенно не хочется, поэтому они должны перестать бесноваться.
Вместо крика песни и танцы.
Не думайте, что это самый сумасшедший совет, он один из действенных. Хотите кричать? Пойте! Разгрузите свой внутренний мир и посмешите детей. Конфликт будет сведен к нулю. Как вариант можете посчитать до 10, чтобы дать время вашему темпераменту остыть.
Взгляните в зеркало.
Также необычный, но эффективный способ. Смотрите на себя и свое лицо когда кричите. Вы безобразны, не так ли? Любите выглядеть более прилично? Тогда объясняйтесь спокойней!
Не кричите – пишите.
Если вам необходимо сказать ребенку что-то очень важное, но вы не можете сделать это спокойно – напишите короткую записку и отдайте адресату. Как вариант, можно отправить СМС сообщение или письмо по электронной почте. Информация будет получена без нотаций и сердитого тона, а значит, принята к сведению и усвоена, как следствие – выполнена. Но этот способ подходит в основном для более взрослых детей.
Это главные правила, которые помогут избавиться вам от мучений и спасти детей от родителей монстров. Отныне и всегда ваши дети будут еще счастливее, так как на них не будут кричать и они перестанут делать это тоже, наладив контакт со сверстниками. Наслаждайтесь жизнью и тишиной, они обе прекрасны!
Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Что же особенно важно знать родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?
На вопрос: «Готов ли Ваш ребенок к школе?» многие мамочки с достоинством отвечают: «Конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты!». Между тем, психологическая готовность ребенка к школе – намного более многогранное понятие, нежели просто умение читать, писать и считать.
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих:
Личностно-социальная готовность.
Интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность.
Эмоционально-волевая готовность.
Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роли школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения.
К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.
Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.
Если у Вас домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.
Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе
Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие.
К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.
Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.
Что касается аналитического мышления, также крайне важного для формирования психологической готовности ребенка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если ударить игрушкой по мягкому ковру – он развивает свое аналитическое мышление.
Чтобы проверить уровень развития памяти у Вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 7-8 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.
Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанный на карте клад.
Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, диких животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год.
Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.
Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в параллельном классе, стремление быть похожим на старшего брата.
В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию:
- к школе,
- к учителю,
- к учебной деятельности,
- к самому себе.
Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.
Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.
В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.
Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!
Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
Не бойся! Трус обречен на поражение.
Трудись! Другого пути к успеху нет.
Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и научишься не совершать ошибок.
Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.
Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь.
Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого результата. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшими тебе добро.
Неблагодарность – тяжкий грех. Слушай старших, и ты избежишь многих бед.
Портрет будущего первоклассника
«Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему первокласснику»
Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для всех взрослых, окружавших малыша в дошкольном возрасте.
Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от физической готовности к ней.
Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника – ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и нашему будущему школьнику.
Оценивая физические возможности детей, мы должны учитывать, что имеем дело с растущим детским организмом, сформированность которого еще не завершена, функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой родителей и специалистов.
Успешность нашего будущего ученика будет зависеть и от его психологической готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему личностных качеств, умений и навыков. Стремление стать первоклассником естественно, и оно связано с новыми моментами в развитии ребенка 6-7 лет. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже сознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Важно знать, насколько ребёнок готов коммуницировать в новых для него условиях.
Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда у тебя в портфеле новенький значок и хочется поделиться с товарищем важными новостями. И вот тут-то нужно проявить волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия. Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.
Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно учился в школе, мы должны развивать в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысливает полученные им сведения.
К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и понимают, что их бабушка - это мама отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т.е., ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети уже могут находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы.
Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым в этот период жизни, зависит от общей готовности будущего школьника к новым условиям, и от того, насколько мы, взрослые будем внимательны к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика. Терпения Вам и удачи!
Несколько полезных установок в общении.
1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и не повторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
4. Помни о том, что любой человек по своей сути имеет уникальную способность к изменению.
5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней и безопасней.
Общие советы психолога родителям
Ни в коем случае нельзя пугать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы.
Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки, и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).
Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать много раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка.
Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника.
По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.
Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним.
Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на "отлично". Ребенку полезно получить то, что он заслужил.
Похвала - один из главных методов воспитания ребенка
Вопреки мнению о том, что «пинок рождает крылья», гораздо более мощным стимулом для человека разумного в любом возрасте является все же похвала.
Оказывается, несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, хвалить надо уметь. И более того, надо еще и понимать, каких ошибок не следует допускать при этом.
Если буквально за каждый шаг дитя осыпают комплиментами, если каждый чих сопровождается умиленными комментариями в духе «ах, ты ж моё золотко/лапочка/птичка/рыбка!» – похвала, скажем так, девальвируется – падает ее значимость в глазах ребенка. В самом деле, если и поход в магазин, и помощь в приготовлении обеда, и уборка в своей комнате – все это награждается такими же обильными словоизлияниями, как и, скажем так, полезное неделание чего-либо: не нашкодил, не изрисовал обои в коридоре, на намочил штанишки, не мучил кота, не отобрал у брата машинку – то кто станет напрягаться? Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается.
Эта ситуация противоположна предыдущей. Есть родители, от которых доброго слова не дождешься, какие бы подвиги ребенок ни совершал: научился колготки надевать, сам записался в секцию авиамоделирования, победил на олимпиаде по математике – все воспринимается как должное и не удостаивается специальных «знаков одобрения».
Эта категория мам и пап, как правило, слишком требовательна к ребенку – или же они просто эмоционально холодны. Возможно, их и самих так воспитывали, и они выросли в убеждении, что детей не надо «портить», а, напротив, следует «держать в строгости». Однако посудите сами, дорогие взрослые, как вы чувствовали бы себя при начальнике, который, что бы вы ни делали, не повышал бы зарплату, не начислял премий, не устраивал бы праздников и даже банальное «спасибо» цедил сквозь зубы? Правильно, желания работать – никакого.
Так же чувствует себя и ребенок в аналогичной ситуации – у него просто нет стимула для того, чтобы вести себя хорошо. А родители еще и приговаривают: «А за что его хвалить-то? Все равно никогда ничего хорошего не делает»…
Наверное, каждый из нас когда-нибудь слышал что-то вроде: «Вот, можешь же, если захочешь, балбес эдакий!» или «Наконец-то и ты стал похож на нормального человека!». И каждый, кто это слышал, наверняка помнил, как от таких слов… правильно, коробит, а отнюдь не хочется сделать что-то ещё. Здесь истинный смысл «родительского послания» состоит не в том, что ребенка хвалят и отмечают его достижение, а в том, что все-таки, несмотря на это, считают недотёпой.
Поэтому, уважаемые родители, следите за тем, что и как вы говорите, и почаще задумывайтесь о том, хотели ли бы вы услышать нечто подобное в свой адрес.
Сравнивать ребенка с другими детьми – это вообще занятие непродуктивное, и в особенности в таком деликатном деле, как похвала. Если ребенка хвалят, превознося над другими детьми – велик риск вырастить .заносчивого зазнайку.
Обычно это выглядит так: «Ты у меня такая красавица – да тебе в подметки никто не годится!», «Ты так хорошо учишься – куда там до тебя всем твоим одноклассникам!». В результате получим «пуп земли», который будет железно уверен, что он – «круче всех», а с таким мировоззрением жить ой как непросто…
Особенно плохо, если фраза типа «Какой ты молодец, не то, что Юра/Маша!» произносится по отношению к брату/сестре. Это порождает нездоровое соперничество между детьми и провоцирует дополнительные конфликты. Но еще хуже, если между детьми в семье закрепляются устойчивые роли: один – «молодец», второй – «неудачник». Как правило, увы, эта модель остается на всю жизнь, и хороших отношений между членами этой семьи в будущем ждать не приходится.
Дети в возрасте от 4-5 лет и старше уже вполне могут отличить заслуженную похвалу от незаслуженной. Если старшая сестра убрала в комнате, а похвалили младшую и даже дали конфету, то малышка уже вполне в состоянии расплакаться и отказаться от сладости – ведь она ее не заработала! Впрочем, если такое повторяется часто, то, увы,
ребенок привыкнет присваивать себе чужие заслуги, а это опасно тем, что может сформировать соответствующую черту характера.
Итак, теперь провели «работу над ошибками» и уже знаем, как хвалить не надо. А как же – правильно? Правильно – так, как подсказывает вам здравый смысл, контекст ситуации и ваша искренняя любовь к ребенку.
Похвала должна быть:
адекватной и соразмерной ситуации;
заслуженной;
необидной.
Но главное заключается в том, что, если в голосе звучат тепло и доброта, то похвала достигает своей цели – стимулирует ребенка стать еще лучше. А ведь мы именно этого и добивались, не так ли?
Уважаемые родители!
С помощью перечисленных ниже приёмов вы можете помочь ребёнку запомнить новый учебный материал.
· Перед тем как приступить к совместной работе с ребёнком над учебным материалом следует сформулировать цель – что именно нужно запомнить.
· Лучше отделить существенную информацию от несущественной; существенную выделить карандашом или маркером; несущественную можно повторить один раз.
· Чтобы ребёнок хорошо запомнил информацию, нужно задействовать не только зрение (прочитать текст), но и слух (прослушать текст).
· В зависимости от того, как быстро нужно подготовиться к уроку, учебный материал можно повторять с разными интервалами:
o для подготовки материала в течение дня: через 15-20 минут после прочтения, затем через 30-60 минут после прочтения;
o для подготовки материала в течение недели:
§ в первый день повторить дважды;
§ во второй день – один раз;
§ на третий день не повторять;
§ на четвёртый, пятый, шестой, седьмой дни повторить по одному разу.
· Для некоторых детей эффективным бывает заучивание и повторение материала частями.
· Для лучшего запоминания учебного материала можно пользоваться следующим алгоритмом:
o прочитать текст, подчеркнуть или выписать основную информацию;
o ещё раз внимательно прочитать текст;
o повторить материал в обратном порядке;
o вспомнить основную информацию;
o ещё раз внимательно прочитать текст.
· При работе с математическими данными полезным бывает приём «перестройки информации». Например, чтобы запомнить числовой ряд 3535130, его можно разложить на группы чисел: 35-35-130 или 3-53-51-30.
· Запоминание большого текста упростит «метод ключевых слов». Он подразумевает несколько этапов работы с текстом:
o выделение основных разделов (абзацев, смысловых частей) текста;
o подбор ключевого слова к каждому разделу;
o запись ключевых слов в нужной для воспроизведения текста последовательности;
o запоминание ключевых слов;
o повторение текста.
· «Метод ассоциаций» поможет запомнить новые слова. Если у ребёнка слово или его часть ассоциируется с каким-либо известным ему предметом или действием и если он заметит эту связь, ему будет проще вспомнить новое слово.
Человеческая память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их последующего использования.
Виды памяти:
Кратковременная - удерживает информацию в течение короткого времени. Самое нужное и важное сохраняется в долговременной памяти.
Оперативная память обеспечивает кратковременное запоминание информации, необходимой для выполнения какого-либо действия или операции. Решая задачу, мы удерживаем в уме промежуточные результаты, которые при получении решения, забываются. Запоминаемый материал может быть разным.
Двигательная память позволяет нам не учиться каждое утро ходить заново. Особенно хорошо она развита у танцоров, спортсменов.
Способность чувствовать и сопереживать другому человеку основана на эмоциональной памяти. Пережитые чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию или удерживают от него.
Образная память обеспечивает запоминание наглядного материала - лица, звуки, запахи, цвета, формы предмета.
Вербальная память (словесно-логическая) существует только у человека, ее содержание - мысли. Усвоение знаний школьной программы строится в основном с опорой на этот вид памяти.
У ребенка очень хорошо развита непроизвольная память - когда без специальной цели и усилий человек запоминает что-нибудь интересное, важное, захватывающее. Сложнее с произвольной памятью - необходимо усилие воли и специальные техники для того, чтобы материал надолго остался в доступности сознания.
Память в детском возрасте - одна из центральных психических функций, которая во многом определяет мышление. В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание, т.е. зубрежка - использование простого повторения, а не понимание информации. Сознательное запоминание становится возможным к 5-6 годам. В 6-7 лет ребенок должен использовать логические связи материала для запоминания.
Чтобы помочь маленькому человеку научиться запоминать необходимое, следует знать СЕКРЕТЫ памяти:
1. Информация должна быть интересной и значимой для ребенка (не для Вас, а для ребенка).
2. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации.
3. Память реагирует в первую очередь на яркие впечатления.
4. Ребенок быстрее запоминает информацию, которая имеет отношение к его жизни и деятельности, применяется на практике.
5. Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку.
6. Середина материала запоминается хуже, чем начало.
7. Нельзя запоминать один материал сразу же за другим. Поэтому после подготовки уроков нельзя играть в компьютер, смотреть телевизор и читать. Лучше всего подышать свежим воздухом и подвигаться.
8. Необходимо научить ребенка организовывать заучиваемый материал, группировать изучаемую информацию и находить связи между элементами того, что он учит. Важно научить составлять план заучиваемого материала, так он приобретает четкую, упорядоченную форму.
9. Диета. В рационе ребенка должно быть достаточно витаминов и веществ, которые улучшают кровоснабжение мозга. Это орехи, сыр, жирная рыба, гречневая крупа, фрукты и овощи. "Быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.
10. Физическая нагрузка, спорт, прогулки на свежем воздухе, крепкий сон - главные составляющие физиологической основы для продуктивной работы мозга.
11. Развивать недостаточно сформированные функции нужно с опорой на сильные звенья.
Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник достаточно хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: "Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе"; "В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу". Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Дети считают себя "хорошими", "умными" и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно.
Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название "феномена вторых классов".
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Оценка не тождественна отметке.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить, критерии. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что не всегда пятерки получаю».
Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
1. Если вы хотите помочь ребенку приготовить уроки, не обязательно мучиться с ним вместе. Гораздо важнее создать в доме атмосферу, при которой малышу самому захотелось бы сесть за книжки и тетрадки.
2. Не делайте уроки за ребенка. Дайте ему понять, что приготовление уроков – его обязанность
3. Не стоит отзываться плохо о школе, принижать значение учебы или вспоминать о своем отрицательном отношении к учебе в школе
4. Нежелание ходить в школу никогда не возникает без причины. Так что постарайтесь ее выяснить, и вам легче будет помочь ребенку.
5. Дети ненавидят нравоучения. Отправляя ребенка в школу, лучше просто пожелайте ему успехов.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.
В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся.
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. В это время у детей заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. У большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности. А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания.
У четвероклассников формируется произвольность познавательных процессов: внимания, памяти. Важнейшим новообразованием является познавательная рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые происходит осознание потребности в саморазвитии. Ребенок начинает осознавать свои права и обязанности. Самооценка становится устойчивой. Более зрелым становится общение. К значимым взрослым дети начинают относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки.
Сверстники становятся более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах. Активизируется межполовое общение. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. В этом возрасте могут развиться социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения), повыситься эмоциональное реагирование на трудности, появиться чувство одиночества.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.